7 янв. 2016 г.

ttdz_001_002   Зыков М.Б. Трехчастная периодизация
Зыков М. Б. Трёхчастная периодизация Всемирной истории [Текст] / М. Б. Зыков // Инновационные технологии в науке и образовании : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 3 (3). – С. 23–24. – ISSN 2413-3981.
ИСТОРИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
 Зыков Михаил Борисович д-р филос. наук, д-р экон. наук, профессор ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» г. Москва
ТРЁХЧАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
Аннотация: в данной статье предложена и в начальном варианте обоснована инновационная периодизация Всемирной истории с тремя основными периодами: Племенной союз, Империя, Республика. Разработанная автором модель применена к краткому анализу развития современной России.
Ключевые слова: триада, история, всемирная история, племенной союз, империя, республика, развитие, диалектика, периодизация, классификация, Россия, диалектическая логика, законы диалектики. Всякий процесс развития или изменения вообще требует использование при своем изучении по крайней мере две логики – формальную и диалектическую. В этом хорошо убедились и Маркс, Ленин, и все, кому когданибудь и зачемнибудь нужно было сделать какуюнибудь революцию. Ни Маркс, ни Ленин никогда бы и не подумали заниматься диалектикой (они и по профессии не были философами, и не написали никаких учебников диалектической логики, – МБЗ), если бы их не принудила к этому жестокая жизненная практика. Во всех случаях история любого процесса должна быть представлена как последовательность периодов, следующих друг за другом. Временная продолжительность периодов и их количество взаимосвязаны и могут варьировать в широком диапазоне значений, однако минимальное число периодов («полочек относительного постоянства») любого процесса развития равно трем, что и описывается законом «отрицания отрицания» диалектики. Поэтому из всех теорий развития того или иного  процесса (их может быть бесконечное число с различным количеством «периодов») основной теоретический интерес представляет именно трехчастная. Уже на этом логическом основании можно было бы не рассматривать пятичастную периодизацию всемирной истории марксизма как представляющую научный или практический интерес. Кроме того, базовыми категориями исторического материализма являются общественное бытие, общественное сознание и его формы, общественноэкономическая формация, способ производства, производительные силы, производственные отношения, базис и надстройка, социальная революция [3, p. 77]. Поразительное дело: в этом перечне «категорий» нет ни одного упоминания о человеке. Не вдаваясь в подробности, можно утверждать, что из такого набора «деталей» даже самый гениальный конструктор не смог бы создать валидную теорию человеческой истории. ТОЛЬКО НЕЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ, что и случилось на самом деле. Во всяком случае, любая научная историческая периодизация с числом периодов больше трех должна быть представлена как суперпозиция трехчастных историй. Не составляет исключения и Всемирная история человечества, трех- частная история которой включает, по моему мнению, для каждой нации ТРИ ПЕРИОДА: Племенной союз, Империя и Республика. Действительно, любая из известных реальных национальных историй знает только три этих базовых периода. В том числе и базовая история России состоит из этих трёх периодов, каждый из которых может быть представлен как триада специфических подпериодов. Выдвигаемая гипотеза заключается в том, что существенная история России состоит из последовательности ТРЕХ базовых периодов или из последовательности ДЕВЯТИ подпериодов. Им могут быть присвоены либо формальнологические имена, например, AI (1,2,3), AII (4,5,6), AIII (7,8,9) (для всех языков такая классификация будет одинакова) или историческисодержательные названия, которые в разных языках будут различны, выражая одну и ту же сущность. Например, для русского языка – Племенной союз (Род, Племя, Союз племен), Империя (Ном, Самодержавие, Конституционная монархия), Республика (Авторитарная, Демократическая, Правовая с соблюдением прав человека). Понятно, Инновационные технологии в науке и образовании История и политология что для научных целей удобнее пользоваться формальнологической классификацией. Следует отметить, что такая периодизация (классификация) процесса исторического развития пригодна не только для описания всемирной истории, но и для описания индивидуального развития каждого человеческого индивидуума (в нашей терминологии – три периода, три стадии нравственного самосовершенствования человека – эмир, силач и аватар), для описания музыкальной гармонии (с повторением ноты на 10й клавише, а не на 8й, как сейчас, – тогда бы можно было обойтись без диезов и бемолей), для разделения самого оптимального, то есть 9летнего школьного образовательного процесса на три периода (начальная, средняя и старшая школа, каждая по три года) и с разделением каждого года на три триместра и т.д. Можно упомянуть также о трех свадьбах в истории семейной жизни, о трех поколениях семьи (бабушки с дедушками, родители и дети), о трёх поколениях – детях, взрослых и стариках, о самом наглядном для человека 3мерном физическом пространстве. Наконец о том, что всякий нормальный человек делит любую историю, – и свою, и свой страны, и всего человечества всего на три периода: Прошлое, Настоящее и Будущее. Философский термин «триада», означающий тройственный ритм движения бытия и мышления, разрабатывался уже Платоном и неоплатонистами, особенно Проклом. В немецкой классической философии (особенно у Гегеля) он стал основной схемой диалектического развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания) [1]. Трехчастной является периодизация истории в теории развития общества не только у Вико, но и у самого Маркса. Использование этой «триады» при анализе общественного развития существенно оправдано возможностью применения «бинарной» гегелевской диалектики (без неё оказывается некорректным использование первого и второго законов диалектики, – МБЗ). Рассмотрим, например, историческое развитие России с использованием предложенной трёхчастной периодизации. До 988 года страна представляла собой племенной союз. После 988 года (даты начала христианизации России) началось строительство имперской России (сначала – возникновение городовгосударств – номов, затем становление Самодержавия, затем – вначале ХХ века – Конституционная монархия). После Октябрьской революции 1917 года была сделана попытка перейти к республиканскому строю, но, с установлением культа личности руководителя государства, СССР вернулся в состояние империи, теперь уже Советской. С распадом Советского Союза, то есть ИМПЕРИИ, Россия, вместо того чтобы устремиться к республиканскому строю, начала стремительно сползать к организации жизни общества по типу СОЮЗА племенного («вертикаль власти», ничем неограниченные полномочия одного верховного лица (пусть даже и очень хорошего, – МБЗ), расцвет ксенофобии, полное подавление инакомыслия и оппозиции, переход к мотыжному земледелию в сельском хозяйстве, деградация всех форм культуры, развал производства и резкое снижение производительности труда в индустрии, уничтожение внутреннего и внешнего рынков и т. д.). Процесс исторической деградации продлиться недолго, так как резкие спад экономики и снижение производительности труда заставят Россию в ближайшем будущем вновь начать строительство ИМПЕРИИ с названием «Россия», а затем постепенно вернуться к идее перехода к республиканскому правлению. Процесс этот займет не менее (в лучшем случае) 50–60 лет (жизни трех поколений). Основной задачей настоящего момента в России является резкая активация научных исследований с целью добывания ОНТИЧНОЙ ИСТИНЫ относительно всего, что происходит в стране, и практическое применение этой истины в столь необходимом теперь социальном конструировании, в первую очередь, за счет проведения эффективной культурной революции в стране и за счет улучшения образования и просвещения населения [2].
Список литературы
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М.: БРЭ, 2005.
2. Зыков М.Б. Социальная философия образования / М.Б. Зыков. – М.: Граница, 2008.

3. Kelle V.Zh., Koval’zon M.Ia. Historical Materialism. – Great Soviet Encyclopedia. Vol. 10. – New York, London, 1976. – P. 76–80.

0 коммент.:

Отправить комментарий